Письмо редактору

Как вылечить понос после приема курса антибиотиков

Назначение терапии антибиотиками обычно сопряжено с развитием бактериальных, паразитарных или вирусных инфекций у взрослых и детей. Действие этих препаратов полусинтетического происхождения предполагает уничтожение патогенных микроорганизмов, однако эффект от их использования не направленный, поэтому погибают и представители естественной микрофлоры слизистых оболочек. Диарея и дисбактериоз после антибиотиков – достаточно распространенные явления, которые требует не только своевременного лечения, но и адекватной профилактики.

понос из-за антибиотиков

Первая помощь и лечение

Понос, возникший на фоне приема антибиотиков, доставляет массу неудобств и может сопровождаться вагинальным кандидозом или молочницей. Это объясняется тем, что препарат обладает разрушающими свойствами, а его активное вещество не способно распознавать «свои» и «чужие» клетки. Диарея, спровоцированная медикаментами, развивается при:

  • недопустимом возрасте больного (организм ребенка и пожилого человека не способен противостоять действию антибиотиков);
  • отсутствии сопровождающей терапии пробиотиками;
  • пренебрежении рекомендациями врача, уклонении от четкой схемы лечения;
  • больших дозах препаратов;
  • чрезмерной длительности терапии;
  • нарушениях в организме, связанных с вегето-сосудистой дистонией.

Возникновение поноса после приема антибиотиков особенно опасно для женщин в положении, что обуславливается возрастающей угрозой самопроизвольного или преждевременного прерывания беременности, спровоцированного активностью перистальтики кишечника. Вылечить дисбактериоз во время вынашивания ребенка – первостепенная задача, успешное выполнение которой повлияет на дальнейшее состояние плода.

факторы, влияющие на появление поноса

Механизм развития поноса от антибиотиков предполагает уменьшение количества полезных микроорганизмов, увеличение общего объема болезнетворных и ответную реакцию кишечника, выраженную диареей, вылечить которую можно:

  • прекратив прием антибактериальных препаратов;
  • снизив суточную дозу препарата до минимальной при отсутствии возможности прервать лечение антибиотиками;
  • начав восстановительную терапию с помощью сорбентов и пробиотиков;
  • организовав питание в соответствии с диетой, рекомендованной врачами в таких случаях.

Диарея у ребенка после приема антибиотиков развивается намного чаще, чем у взрослых, а лечение более длительное ввиду того, что детям подходят не все эффективные группы препаратов, нейтрализующие и сам понос, и его причину. Такая же ситуация наблюдается в случае с беременными женщинами, для которых спектр разрешенных лекарств существенно ограничен.

Медикаментозное лечение дисбактериоза и вызванного им поноса включает прием пробиотиков и препаратов, оказывающих успокаивающее влияние на перистальтику кишечника. К наиболее предпочитаемым ингибиторам относятся:

  • Лоперамид;
  • Иммодиум.

почему антибиотики вызывают развитие диареи

Пробиотики рекомендовано использовать в больших объемах, особенно взрослым, для наиболее быстрого заселения слизистых благоприятной микрофлорой и достижения эффекта. В целях сокращения периода лечения поноса, спровоцированного действием антибиотиков, желательно совмещать восстанавливающую терапию препаратами с диетой и народными средствами. К основным пробиотикам относят:

  • Линекс;
  • Бифидумбактерин;
  • Хилак-Форте.

Принципы диеты при диарее базируются на отказе от острых, жареных, копченых блюд, специй, маринадов, лука, чеснока, перца чили. К разрешенным относят кисломолочные продукты, отруби, нежирное мясо, яблочное пюре.

Важно помнить о том, что затяжной понос имеет свои негативные последствия, которые также нуждаются в лечении. Обезвоживание влечет за собой нарушения работы почек и развитие воспалительных процессов в мочевом пузыре и мочевыводящих протоках. Недостаток воды в организме ухудшает самочувствие, появляется бесконтрольная жажда. Для того чтобы восполнить потери жидкости, необходимо много пить и употреблять препараты, действие которых направлено на восстановление водно-солевого баланса (Регидрон).

признаки дисбактериоза

Профилактика поноса

Предотвратить возникновение поноса намного проще, чем лечить диарею после антибиотиков. Существует ряд мер, направленных на минимизацию развития дисбактериоза. Их применение необходимо всем людям, подвергшимся лечению антибактериальными препаратами, однако для участников группы риска (беременные, дети) важность следования этим мерам повышена.

Зачастую возникновение поноса у взрослых на фоне приема антибиотиков обусловлено отсутствием совмещения основного лечения и параллельного употребления пробиотиков. Лечащий врач обязан назначить прием восстанавливающих препаратов, чтобы избежать появления дополнительных нарушений в организме пациента.

Вторая по распространенности причина – халатное отношение к строгим рамкам приема антибиотиков. Иногда пациенты в силу беспечности не могут оценить ущерб от нарушения последовательности или количества употреблений лекарства. Несоблюдение временного интервала, привязки к приему пищи и других условий, предусмотренных специалистом, становятся причиной поноса при дисбактериозе. Для профилактики желательно придерживаться следующих дополнительных рекомендаций:

  • увеличить суточное количество процедур личной гигиены;
  • придерживаться диеты вне зависимости от наличия или отсутствия диареи;
  • не заниматься самолечением, не употреблять антибиотики бесконтрольно без назначения врача;
  • не принимать алкогольные напитки в период лечения.



Автор:
Валентина Лаврова
Share

© 2018 Gastralab.ru